Эксперты рассказали, как жильцам бороться с беспределом управляющих компаний
У жильцов многоквартирных домов нередко возникает вопрос: насколько обоснованы суммы за коммунальные услуги, которые обозначены в ежемесячной квитанции. Особые вопросы вызывают графы "Взнос на капитальный ремонт" и "Содержание и ремонт жилого помещения".
Если на расход воды, газа и электричества жильцы могут хоть как-то влиять путем экономии, то за содержание жилья и капитальный ремонт приходится платить каждый месяц по определенному тарифу, который устанавливает управляющая компания. Она же решает, какие именно работы будут входить в содержание и ремонт жилья.
"Если вам кажется, что коммунальщики только и делают, что гребут деньги лопатой, а вот снег на крышах почему-то оставляют неубранным, то разобраться с этой проблемой поможет специальный акт — Отчет о выполненных работах", - разъясняет Анатолий Владимирович Фурсов, управляющий партнер коллегии адвокатов "Домбровицкий и партнеры".
В договоре с УК должна быть прописана процедура отчетности компании перед жильцами. Там же указана не только форма отчетности, но и сроки ее предоставления.
Первое, с чего следует начать при возникновении вопросов к работе управляющей компании, - выбрать председателя совета дома. Он может единолично выступать от имени всех жильцов дома, говорит Ольга Полякова, кандидат юридических наук, генеральный директор юридического партнерства "Галакс".
С председателем совета дома проще контролировать коммунальщиков: он может не принять услуги и не подписать акты, может от лица всех собственников жаловаться на плохую работу управляющей компании. Председатель также вправе изменить договор управления.
Председателя и совет многоквартирного дома можно избрать на общем собрании. А чтобы результаты собрания признала управляющая компания, нужно проголосовать более чем половине собственников. Причем голоса будут считать не по количеству собственников, а по площади: если в доме 1000 кв. м жилой площади, то для успешного собрания нужны собственники более 500 кв. м.
По закону коммунальщики могут отчитываться только раз в год, но периодичность можно уменьшить, если изменить договор управления. Известные факты, когда председатель добивался ежемесячной отчетности, но суммы от этого не становились прозрачнее.
Если есть сомнения в реальности выполненных работ, можно отправить управляющей компании претензию. Например, кровельные работы должны быть подтверждены актом обследования. Сначала нужно найти пробоину в крыше или течь, зафиксировать ее на бумаге, а потом уже чинить и взимать за это плату.
Жилец многоквартирного дома вправе отказаться от ряда услуг, которые потребляются непосредственно в пределах его жилой площади: коммунальщики отключат услугу и больше не будут начислять за нее деньги, счет в квитанции уменьшится.
Если же управляющая компания утверждает, что работы действительно были, но по факту они не были произведены - жалуйтесь в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру, советуют юристы.